ПРЕДИСЛОВИЕ

Олимпиады, ежегодно проводимые среди школьников, вызывают в Бурятии всё больший интерес. Растёт число участников. Шире становится круг олимпиадных дисциплин. Если первоначально проводились лишь олимпиады по математике, физике и химии, то в последние годы к ним прибавились олимпиады по биологии, информатике, черчению, труду, истории и другим гуманитарным дисциплинам.

Растущий интерес к проведению олимпиад, турниров и конкурсов по различным предметам вызван их огромной воспитательной и развивающей ролью. Ведь для каждого участника такого мероприятия (по какому бы предмету оно ни проводилось) это не только соревнование, в котором важен результат, но и проба своих творческих сил, возможность общения с единомышленниками из других школ и районов. В настоящее время хорошо организованная и проведённая олимпиада - это своего рода научная конференция, которая помогает участникам расширить свои знания по предмету, привлекает внимание к достижениям современной науки, даёт толчок для активного, творческого освоения новых ступеней бесконечной лестницы познания.

Для более успешного выступления на олимпиаде надо начинать подготовку к ней загодя. Кроме посещения факультативов и кружков соответствующей тематики, важную роль в подготовке к олимпиаде играет самостоятельное решение задач нестандартного характера. К сожалению, последнее (самостоятельное решение олимпиадных задач), хотя и является весьма эффективным способом подготовки к выступлению на олимпиаде, далеко не просто осуществить практически. И связано это прежде всего с дефицитом в нашем регионе учебно-методической литературы олимпиадной тематики.

Данное пособие призвано в какой-то мере восполнить этот пробел. В нём приведены задачи, предлагавшиеся на школьных, районных (городских) и республиканских олимпиадах по информатике и по математике в 1996-1997 учебном году. Ко всем задачам даны подробные решения. Разделы, связанные с олимпиадами по информатике, написаны сотрудниками Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Т.М. Барковой и А.Ю. Тимкиным. Авторами математической части пособия являются доценты Бурятского государственного университета В.В. Кибирев (республиканская олимпиада) и А.В. Середа (школьная и районная (городская) олимпиады).

Решения задач по информатике включают в себя подробный анализ алгоритмов, в том числе вывод всех используемых математических соотношений и формул, за исключением тех, которые должны быть хорошо известны любому школьнику из обычного школьного курса математики. Реализации полученных алгоритмов приведены на двух языках: BASIC и PASCAL - с тем, чтобы читатель мог разбирать решение на том языке программирования, которым он лучше владеет (как показывает статистика, для нашего региона характерны именно указанные языки).

К сожалению, различные версии одного и того же языка программирования сильно отличаются друг от друга, поэтому авторы старались, по возможности, при написании программ на языке BASIC ограничиваться теми средствами, которые присутствуют во всех версиях. В тех случаях, когда это было невозможно, например, при организации работы с файлами, использовался MSX-BASIC 2.0. Что касается программ на языке PASCAL, они выполнены с использованием версии TURBO PASCAL 7.0.

Следует заметить, что авторы пособия согласны с известным тезисом, что нет практически ни одного решения, которое нельзя было бы улучшить (особенно уязвимы в этом смысле программы). Но приводя решения к включённым в это пособие задачам и сознательно подставляя себя под "удар" критики, авторы считают, что читатель, анализируя представленное решение, проверяя его, изменяя и улучшая, осваивает как методы решения задач данного типа, так и предмет в целом.

Авторы надеются, что данное пособие будет полезно не только школьникам при подготовке к олимпиадам, но и преподавателям, которые смогут за счёт олимпиадного материала сделать интереснее свои уроки, вести на нём школьные кружки, а также проверять и повышать свою предметную квалификацию.

Что касается будущих участников олимпиад, хотелось бы привести высказывание замечательного советского математика А.Н. Колмогорова: "Своим успехам на олимпиаде естественно радоваться и даже гордиться ими. Неудачи же на олимпиаде не должны чрезмерно огорчать и приводить к разочарованию в своих способностях ... Для успеха на олимпиаде необходимы некоторые специальные типы одарённости, которые вовсе не обязательны для успешной исследовательской работы. Уже само наличие назначенного очень ограниченного срока для решения задач многих делает совершенно беспомощными." Например, выдающийся математик - академик П.С. Александров не раз говорил, что если бы во времена его юности были математические олимпиады, то, возможно, он вообще не стал бы математиком. Его главные достижения в науке явились не плодом "быстро работающей изобретательности" (которая как раз важна для успешного выступления на олимпиадах), а итогом "длительного и углублённого созерцания".

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку данное пособие относится к первым попыткам подобного рода изданий в нашей республике (из ранее опубликованного можно отметить вышедший в 1996 году в БГУ сборник "Методы решения нестандартных задач. В помощь участникам математических олимпиад"), то авторы были бы признательны за любые замечания, отзывы, пожелания, высказанные читателями.

Hosted by uCoz