Любой дурак может излагать факты, но иметь собственное мнение - это искусство.

/Чарлз Маккабе (Charles McCabe), San Francisco Chronicle/

Заметки разных лет

Содержание

Тигриные заметки

Иду по институту. Встречаю знакомого. “Здравствуй”, - говорю я. “Здравствуй”, - отвечает он. “Как дела?”, - говорю я. “Как дела?”, - повторяет он. Мы оба спешим. Нам некогда. И так всегда.

Сажусь за парту. Пишу. Заглядывает сосед. Я не показываю лист. Он обзывает меня Пятачком! Это меня-то, Тигру! Но я не обижаюсь. Он в шутку. Мы с ним уже давно вместе, локоть к локтю. Друзья...

Вокруг гул. “И что шумят?”, - удивляюсь и продолжаю писать. Кто-то толкает меня. Суета. Жизнь! Засыпаю...

...Прошло 15 минут.

Вдруг Тигра очнулся и мутным взглядом начал смотреть на доску. В огромной формуле он обнаружил букву i и задумался, что она означает. Тигра любил точность...(Винни)

“...j меняется от 1 до p...”, - страшным кошмаром раздается сквозь пелену голос лектора. Но он не унимается: “Эту задачу можно формализовать следующим образом...”. Зачем? Мне бы Ваши проблемы...

Зашел в студенческую библиотеку. Сижу в читальном зале. Позади - парень с девушкой. Слышны голоса. “Не стесняйся!”. “Ну не здесь...”. "Если любишь, чего боишься?".

Думаю. А где сейчас ОНА (не обольщайся, Пятачок, не ты!)? Что делает? И забыл о книге, которую читал. А если сегодня позвоню ЕЙ? Проболтаем час, а у НЕЕ дела... Нехорошо.

Успеть что-то сделать

Как мы живем?! Разве так можно жить? И вообще это наша жизнь или нам все снится? Вот может еще чуть-чуть и проснемся. И встанет все на свои места.

Бежим и бежим. Некогда остановиться. Живем, всё делая второпях, не успевая, догоняя, как будто всю жизнь бежим за трамваем. А ведь это так просто: встать и оглядеться. И ты заметишь многое, чего не замечал. Заметишь, что уже опали листья. Заметишь, как прекрасен первый снег. Или уже второй? Неважно - все равно красиво. Ты заметишь, как изменился вдруг твой город, совсем по-другому воспринимаемый внимательным оком. Ты увидишь многое, чего не видел. Да, конечно, ты хотел увидеть больше и дальше. Хотел увидеть что-то там за горизонтом. Может, хотел побывать в других странах, наивно полагая, что там лучше. Куда бы ты не бежал - вернешься сюда. Здесь твоя родина. Она тебя никуда не отпустит. От себя не убежишь.

Остановись и ты заметишь, что не все в нашей жизни так плохо. Вот бежит человек, ежится, спешит. Мы вместе посмеемся над ним. Если, конечно, это не я. Тогда смеяться будешь ты один.

Ты заметишь, как прекрасны внешне наши девушки, а если не пожалеешь времени, то заглянешь им в душу, хотя тебя это может отпугнуть. Но ты не бойся. Иди вперед и никогда ничего не бойся. Ведь ты всегда прав. Всегда честен и искренен. Во всяком случае склонен так считать.

Мы пройдемся с тобой по родному городу. Заглянем в скверы, магазины, постоим у реки. Ты когда-нибудь видел, как она величественна, как она мерно несет свои воды мимо тебя? Так уходит наша жизнь. И надо успеть что-то сделать, чтобы не исчезнуть бесследно, чтобы хоть кто-то вспомнил о тебе, когда тебя не станет, хотя бы твой сын. И воспоминания эти были добрыми. Поэтому сегодня ты должен бежать и что-то делать. Что-то большое, хорошее, нужное конкретным людям, а не абстрактной идее. А мы будем смотреть на тебя и радоваться, и говорить: “Он нашел себя”, - потому что, если ты хоть кому-то нужен на этом свете (хотя бы себе), то еще не все потеряно.

14 октября 1996 года, газетка “Прочти меня”

Сертификат друга

Сегодня мне 19. Дата не круглая, но хочется подвести кое-какие итоги.

Довольно долгое время я жил в каком-то особом мире, сотканном из побед и стремления к ним. Об этом свидетельствуют полтора десятка грамот за победы в различных интеллектуальных соревнованиях, начиная с уровня города. Я искал счастья в стремлении к вершинам, в достижении поставленных целей, но никогда не задумывался над тем: кому же нужны эти победы, кроме как мне? Я искал счастье где-то за горами. И только недавно понял, что счастье здесь рядом, что не надо никуда бежать, когда у тебя есть такие хорошие друзья. И жить стоит только потому, что есть они, то есть Вы, и ради них, то есть Вас. И сегодня мне хочется сказать Вам:

Друзья мои, я всех Вас люблю, чувствую и разделяю Ваши радости и боли, и безумно рад тому, что сегодня Вы пришли поздравить меня с тем, что еще один год из жизни улетел безвозвратно. Его не вернуть, но я надеюсь, что последующие года проведу с Вами. Я не знаю, как разбросает нас судьба, но хочу одного: если у меня будет большая радость или в дверь постучится горе, каждому из Вас я пошлю сообщение в одно слово: "Приезжай!”, - и те из Вас, кто сохранит узы дружбы, отзовутся на этот крик и будут рядом. И если что-то произойдет у Вас верю: в минуту радости и торжества Вы вспомните обо мне, в минуту беды не откажетесь от моей помощи. Мысленно я всегда с Вами.

22 января 1997 года

Искать идеал в жизни - занятие бессмысленное, т.к. его не существует. И поэтому мы не можем найти его, пока не признаем, что его нет... И тут он удивительным образом находится просто потому, что вы снизили планку идеальности. Но не обнадеживайтесь. Верьте в него, но знайте, что это миф. Быть может, эта вера сделает вашу жизнь более богатой и интересной, а это знание спасет от боли разочарования, когда мифа не станет.

9 февраля 1997

Какой ужас! Куда мы катимся?! Все видят, все знают, что творится вокруг, но никто не хочет высовываться, по-настоящему до конца бороться. “А зачем? Все равно я один ничего не сделаю”. Да, ты один ничего не сделаешь, но если мы вместе возьмемся, если не будем разбегаться каждый в свой угол, заботясь только о своем желудке, то, может, тогда мы перестанем так стремительно падать…

Или все уже привыкли к этому вялотекущему падению?

Вы спросите: “О чем это он?”. А вы задумайтесь о том, что нас ждет завтра. Не тебя, не меня, а нас всех вместе. Да, отдельные люди могут жить хорошо, но как же остальные? Ведь мы живем среди людей, и нельзя человеку не оглядываться на соседа. К чему мы сегодня стремимся? Чем живем? Кто и что будет окружать наших детей? Все это будет делом наших рук.

Апрель 1997 года

Люди делают как проще, а надо как лучше.

Разговаривать можно с человеком, который думает головой, а не тем местом, через которое вколачивается годами.

9 мая 1996 года

Гармония в творчестве, но в жизни она невозможна. (слова из фильма “Рогоносец”)

Умерять горячую кровь разумом – не для того, чтобы молодость в сторону отошла, но для того, чтобы ошибок жгучих поменьше было, да радости и мира, чтобы не поубавилось. Любить, пока жив, ибо любовь и есть жизнь настоящая супротив ненависти смертной и безразличия безликого. Живописать красоту, ибо только живописуя ее в сердце своем, можно прикоснуться к краю платья ее, а разве не в этом ли можно найти счастье земное? Жить днем сегодняшним в том смысле, что жить уже сегодня, а не мыслями о завтра, и мыслить о завтра только потому, что не один ты на свете этом и есть, для кого жить тебе в следующий день. И идти вперед, чтобы не оказаться позади, да не опускать голову, если только не признаешь тем самым вину свою или почтение искреннее выражаешь. Ибо не может Человек позволить себе опуститься до животного шакальего уровня.

Нет на свете абсолютной мудрости, ибо мудр не токмо тот, кто мудрствует, но и тот, кто живет полнокровно, не тратя времени на бесполезные размышления.

7 июня 1997 года

Настоящая любовь не умеет бороться, потому что борьба – это привычка, но любовь умеет ждать. Хотя человек, привыкший бороться будет бороться и за свою любовь. Дай бог, у него получится!

О, люди! За что вы так жестоки друг к другу.

Нет ничего проще, чем сохранять верность, когда все благоприятствует этому, но попробуйте пронести ее сквозь года разлук и лишений, соблазнов и искушений. Только тогда вы покажете образец беспримерной верности. Слабо?

Для настоящей и искренней полнокровной любви любящий должен быть по-детски наивен и непосредственен. К сожалению с годами мы утрачиваем эти качества, заменяя их налетом добропорядочности.

13 июня 1997 года

В этой жизни можно многое успеть, но надо успеть сделать и самое главное – вырастить и воспитать детей.

В семье не нужны амбиции.

Жизнь намного проще, чем мы ее делаем.

5 июля 1997 года

Я так хочу заглянуть в твои глаза, живые, настоящие, увидеть в них то, что иногда стоит выражать и словами! Их вера и ласковый заботливый свет делают жизнь проще и надежней; а надежность, вера, любовь, искренность - это то, чего нам так не хватает в жизни.

Свадебная речь (Свадьба Масличенко Васи и Минеевой Юли)

Мы, собравшиеяся здесь и отсутствующие друзья и родственники, мы все сопереживаем и радуемся Вашему счастью.

Вы оказались первыми из нас, одноклассников, кто сумел не только найти друг друга, но и найти в себе достаточно сил, мужества и упорства, чтобы дойти до победного конца - свадебного венца. Но на самом деле это не конец. На самом деле это только начало.

И не надо спешить в том смысле, что вся жизнь впереди и она Ваша, но надо спешить в том смысле, что она так коротка, а успеть надо так много.

Но это все слова, а самое главное - любить и верить, оберегая и боясь потерять свое счастье. А если у Вас что-то не заладится или понадобится помощь, на это есть мы, Ваши друзья.

За Ваше счастье, Друзья!

26 сентября 1997 года

Островок безопасности

Ищу доброе, вечное, настоящее. Если кто может помочь, знает, где оно, найдите меня, обязательно найдите. Буду очень благодарен.

Ищу доброе. Вокруг столько всего ожесточенного, озлобленного, такая борьба интересов и мнений (что часто одно и то же), такое желание иметь больше, жить лучше, прыгнуть выше, чем сосед, что даже доброта проявляется в какой-то корыстной форме: ты мне - я тебе.

Ищу вечное. Уже, кажется, все перебрал на этом свете. Ничего вечного нет, кроме борьбы за выживание. Все проходит через рождение, экзистенцию, то есть существование и неизбежно куда-то пропадает. Вот вроде только что было, и все радовались этому, а уже нет. И что самое обидное, никто не знает, когда оно пропадет. И всегда это так внезапно. Но мы опять успокаиваем друг друга: “все к лучшему”.

Конечно же, ищу настоящее, подлинное, идущее от души, потому что и этого мало в нашем мире, потому что прячем мы души наши за дела или подобие их вместо того, чтобы напрямую, ну хоть иногда, пообщаться друг с другом без обиняков, без ненужной нам, честным людям, игры слов. Ведь не пусты же души наши по отношению друг к другу, не настолько еще зачерствели. Я верю: нет.

Безусловно, непросто в этом мире, и вера в людей постоянно подвергается жестким испытаниям, но вот что я скажу Вам, Друзья: нам надо быть вместе. Обязательно быть вместе. В беде и в радости. Чистыми и открытыми сердцами доверять друг другу. И неважно, что нас будет мало, но зато мы всегда будем знать, что можем положиться друг на друга, найти друг в друге поддержку. А это так важно в нашем меняющемся мире - иметь островок безопасности.

27 июля 1997 года

Разговор на расстоянии

Продолжим наш диалог, разбросанный расстоянием, раскрученный парой недель близкого (в смысле расстояния) общения.

Ты далеко, но мне трудно осязать это. Кажется, что ты где-то рядом. Лишь затаилась на некоторое время. Стукнет негромкий гонг - и жданно, но неожиданно появишься ты. Откуда-то.

Поэтому будем пока разговаривать так, соединенные сотнями километров воздушного пространства. И пускать свои мысли и обращения друг к другу туда - в небо, веруя, что дойдет оно рано или поздно до адресата.

И видеть и представлять будем друг друга рядом. Ведь мы вместе, а значит рядом. И неважно, что это “рядом” измеряется не в сантиметрах и даже не в метрах, а важно то, что мы ощущаем это “вместе”.

Верить в мечту настолько, что делать ее осязаемой, ведь ни о чем нереальном мы не мечтаем. Знать, что могут измениться детали реализации мечты, но сама ее суть неизменна. И НИКОГДА в этом НЕ СОМНЕВАТЬСЯ, идя к цели размеренным шагом.

1 октября 1997 года

Хотеть не вредно. Вредно – не хотеть. (Народная мудрость)

6 ноября 1997 г.

Обращение к любимой (абстрактное)

Я люблю тебя. Я надеюсь, ты меня слышишь. И ничего нет важнее на свете, чем эта любовь. Что вокруг? Не важно. Все это прекрасно, потому что я люблю тебя. Тебе кажется, что это погода на меня так действует. Ты права. Ты бесконечно права. Это тихий снег, падающий в свете рождественских фонариков. Это скромный листопад, устилающий перед тобою дорожку. Это журчащие ручьи, пробивающаяся сквозь асфальт зелень и птицы в небе. Это все любовь. Лишь с ней мы смотрим на мир с высоты, которая позволяет его увидеть. Помните? “Большое видится на расстоянии. Глаза в глаза лица не разглядеть”. Это так.

Мне хочется назвать тебя любимой. Имею ли я на это право? Ну вот он, первый вопрос, который мешает нам получать удовольствие от любви. А что будет дальше? Успокойся и получай удовольствие: дальше все будет хорошо. Только не надо думать об этом тебе. Это моя забота. Завтра мы будем пить чай. Это будет утром. А потом пойдем в какое-нибудь кино. Мы найдем, чем заняться.

Самое страшное – это время, угасающее в однообразии. Я люблю тебя. И наша жизнь не должна быть однообразной. Она просто не может быть однообразной, ведь вокруг столько всего происходит. Даже наша любовь не неизменна. Ты не замечаешь, но она меняется, потому что меняемся мы и меняется мир вокруг нас. Да, время властно над формой и объектом любви, но оно бессильно перед самой ее сутью. Неужели это вечность? Нет, ничего вечного на свете нет – все мы смертны, а с нами и все, что было в нас. А если мы и можем что-то оставить после себя, то только в людях и только любовь.

21 декабря 1998 г.

Школьные годы, ранец, рисунки на песке и бабушкины пирожки! Каждый день вместе и поврозь открывать для себя этот мир снова и снова, и делиться друг с другом этими открытиями. И знать, что и завтра будет так же и опять по-новому.

Почему аналогия с детьми? Потому что им больше позволено. И никто, кроме склочной соседки, на которую никто не обращает внимания, не будет показывать пальцем и выносить свое суждение. Да, мы взрослеем, и лишь немногие могут отважно бросить вызов и… Но ведь были же в Москве Мастер и Маргарита, и этот маленький подвал, где оказалось возможно все: свобода, творчество, любовь! И грустно лишь одно. Мы понимаем, что так жить возможно, но у этого должна быть материальная основа. И лишь это понимание отличает нас от детей, а они (хорошо, если так) упорно не признают условностей и рамок, к которые нас вгоняет материальное.

И интересна круговая порука. Ведь именно дети, возможно будущие, часто становятся причиной роста материального начала в нас. Ведь даже двое не столь нуждаются в этом, как когда речь заходит о третьем. Ведь на самом деле это все для него! А он (или она) – продолжение нашей любви, которая, такая реальная, живет в будущем, потому что только она его лучший строитель, настоящем (помнишь у Высоцкого: "Я живу и значит я люблю!") и прошлом, все больше и больше напоминающем, что время идет.

А в собственной важности и исключительности в моей жизни можешь не сомневаться. И в галерее десятков тысяч людей, прошедших рядом, тысяч, с которыми я здоровался, сотен, которых я помню, десятков, с которыми знаком очень близко, и единиц, которых я отношу к своим друзьям, Ты занимаешь особое место. Место того человека, чей ранец был бы легок в моей руке, и чьи желания оберегая, я бы, может, нарисовал на песке что-то из еще не выпущенного в свет, а потому дорогого и сокровенного.

И как бы я хотел, чтобы мы могли научиться друг у друга тому, что мы умеем поврозь. И на этом пути нас ждало бы много открытий, не менее серьезных, чем те, что были сделаны нами до этого.

28 июня 1999 года

Фрагмент беседы в чате chat.bol.ru, сохранившийся почти случайно

Мы видим предмет вдали и определяем расстояние до него только тогда, когда знаем его размеры... наши органы чувств несовершенны в том смысле, что не дают информации о природе вещей... Все это от понятия объема, веса до функции предмета и его взаимодействия с окружающим определяется мировозрением, которое не может быть объективно, как бы мы этого не хотели...

- Ты вообще исключаешь роль науки в определниии нашего мировоззрения...не все же мы видим или улавливаем своими ушами, например радиоволны?

Нет! Боже упаси... Роль науки неоценима... Она помогает нам создавать все блага, которые нас окружают... Она формирует текущее приближение к истине, но само это движение бесконечно... Однако, не надо полагать, что оно бессмысленно - наука всегда служила текущим и будущим задачам человека...

конец октября 1999 года

Ответ на доске объявлений в chat.bol.ru

> Как же любит человек страдать и наматывать себе нервы....будто он и вовсе не может прожить без "греха" и слёз

Да любит...
Это особенно заметно, когда посмотришь на доску объявлений... :-)
Без "греха", конечно прожить можно - жизнью праведной и смиренной. Есть такие люди на свете и когда с ними общаешься, чувствуешь свет в их душах. Свет, который передается и тебе, если ты сумеешь остановиться в суете и прислушаться к нему...
Но, видимо, мы воспитаны иначе в побежденном технической цивилизацией мире. Я не говорю, что техническая цивилизация плоха. Просто, чтобы быть на уровне в такой цивилизации надо обладать определенным уровнем внутреннего образования, а на это нужно время и это тяжялее, чем просто верить.
Наш век отверг общую религию и идеологию, и мы скитаемся каждый в поисках своего мира, создавая его по крупицам и переступая через собственные ошибки и прописные истины... Ведь невозможно быть без "греха" не в рамках какой-то сформировавшейся системы ценностей... Кто сформировал ее, становится зрелым человеком.
Впрочем, мы живем в динамичном мире и современный человек вынужден подстраиваться под его темп и перемены. Порой это приводит к разрушению ценностей, если вовремя не среагировать на эти изменения, и чем крепче они осели в тебе, тем больнее произошедшее падение.

А если человек наматывает себе нервы значит что-то неустроено в его жизни и он чувствует дискомфорт, страдает. Это обычная вещь, пока не найдешь выход... И если хочется решить это для себя и перестать мучаться, то надо отвлечься от текущих проблем и посмотреть в корень: ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ДИСКОМФОРТ, ощущение неустроенности и ТАК ЛИ ЭТО СЕРЬЕЗНО, чтобы уделять этому внимание. Потом четко решить ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ и сделать отдаленную оценку шансов. А план действий, как правило, после этого становится очевидным - только не надо говорить себе раньше времени, что это невозможно. И надо уметь вовремя признавать, если что-то невозможно...

27 ноября 1999 года

По поводу Чечни. Я поначалу однозначно поддерживал эту операцию. Тем более что запомнил ощущение страха и напряжения, которое прокатилось по Москве после взрывов. Но сейчас я вижу, что наши войска идут на Грозный и оставляют за собой мертвые руины, сравнивая с землей ближайшие населенные пункты и саму столицу, а ведь там куча людей осталась, которые не хотят умирать и чья смерть будет болью для родственников, оставшихся в живых. И это будет смерть не от рук "террористов", а от рук наших солдат. Освободители? Защитники? Нет у них теперь защитников ни на той, ни на другой стороне. Бедный народ, оказавшийся между молотом и наковальней... Скорей бы все закончилось...


Да... Я всегда любил зиму! (впрочем я все любил и все времена года) И немножко грустно, что в этом году я, может быть, совсем не увижу снега. А я ведь так любил: спокойный теплый зимний вечер, когда на улице почти никого нет, а ты идешь и любуешься своим городом, смотришь, как медленно падает снег в свете фонарей, создавая удивительное ощущение общей гармонии и движения, которое увлекает тебя и ты можешь чувствовать себя частью всего этого - частью своего города, частью этого воздуха и планеты, частью вселенной, в которой вечно царствуют постоянные изменения. И ты попадаешь в такт с этой музыкой, которая начинает звучать внутри тебя и становишься частью этого снежного бала. Летят снежинки в такт музыке, блестят боками в свете фонарей и все вокруг становится живым и не дай бог что-то нарушит эту гармонию...

Или прийти вечером поздно домой, набегавшимся за день, увидеть свою маму, попить чаю с малиной. Англичане говорят: мой дом - моя крепость. Но когда как не нашей суровой зимой ты действительно можешь ощутить, как твой дом оберегает тебя... От того холода за окном, от лютой зимы и, кажется, от всего лютого, что может быть на свете.

28 ноября 1999 года

Что не говорите, чем дальше, тем меньше я поддерживаю то, КАК проводится, а точнее продолжается операция в Чечне. Конечно, большинство со мной согласится, что так или иначе эту проблему надо решать и было очень хорошее начало, вызвавшее подъем в народном сознании и даже некоторую гордость. И Президент, которого уже перестали замечать, сделал в Стамбуле то, что не смог бы за него сделать никто. Это все актив. Это закономерный ответ большой страны на взрывы в наших домах, рейд в Дагестан, воровство и продажу людей, криминал…

В течении проведения этой операции официальная позиция властей была весьма непоследовательна и подстраивалась под текущую коньюнктуру. В начале был очень хороший лозунг: "мы не решаем проблему независимости и сепаратизма - мы боремся с террористами". Это по человечески понятно и вызывает поддержку в свете всего вышесказанного.

Но позже появились сначала неофициальные, затем официальные заявления, о том, что решается как раз проблема сепаратизма. А это совершенно меняет картину, превращая операцию в обычную войну. Хотя и с самого начала трудно было уместить в голове всего лишь операцию с участием десятков тысяч солдат и офицеров. Это операция по статусу, но война по сути, по масштабам.

Далее... Я приветствовал лозунг, что война идет не против народа Чечни, а против вооруженных боевиков. И это выглядело так в начале, когда говорили о высокоточном оружии и точечных ударах, тактике вытеснения. Сейчас если убрать словесную завесу официальных сообщений и пропаганды, то можно увидеть, что идет полное уничтожение всего, что осталось под контролем боевиков. Я не думаю, что восстановленный наполовину после прошлой войны Грозный будет выглядеть лучше Сталинграда после второй мировой. И уже никого не волнует, что там остались десятки тысяч мирных жителей, значительная часть которых уже имеет слабые шансы остаться в живых... Кто теперь защитит этот народ? Теперь у них нет защиты ни с той, ни с другой стороны.

Мы хорошо начали, заявляя о защите мирного населения и сокращения жертв среди мирного населения, но похоже теперь уже это мало кого волнует...

Главное, что изменилось сейчас - объявлен третий этап "антитеррористической операции" - все заявления о том, что войска не будут брать Грозный превращаются все увереннее и увереннее в тактическую ложь предыдущего периода. А пусть даже тактическая, но это банально очередная ложь в этой кампании (какая по счету?). Как можно не брать Грозный, если его специально берут в кольцо? куда выпускать боевиков? в Грузию? создавать коридор? Понятно, что держать боевиков в осаде долго никто не собирается...

Испаряются заявления о том, что стараются также уменьшить потери среди наших солдат. То есть, конечно, стараются, но путем увеличения жертв среди мирных жителей, так как невозможно одновременно ускорять кампанию, что сейчас делается, и говорить о сокращении потерь, когда у наc нет такого количества дорогостоящего высокоточного оружия... И так лишь уж малы эти потери?

Я понимаю, что все это очень сложные вопросы, но стоило ли так спешить с объявлением сроков окончания операции и начала форсированного третьего этапа?

Чтобы не возникло неправильного суждения, я хочу еще раз подтвердить, что понимаю необходимость решения проблемы и отсутствие эффективного не милитиаризованного серьезного решения. Я лишь пытаюсь сказать о том, что эта операция перестает быть тем, чем была вначале, меняет свои формы сейчас и это приведет в большим потерям с объявлением третьего этапа. Но вернемся к тому, что уже сделано.

Поглядим на простые цифры и факты. Прежде всего, кто противостоит нашим войскам - сейчас в Грозном по оценкам 5000 боевиков. Какая армия против них с нашей стороны - до 15 тысяч только на этом направлении. Колоссальное численное превосходство и техническое, конечно. Есть все предпосылки провести операцию с минимальными потерями. Но это невозможно в условиях форсирования операции.

Каковы текущие оценки потерь?

Около 3000 тысяч боевиков с той стороны и порядка 500 (не считая еще столько же пропавших без вести - предположительно погибших). Не очень уж колоссальный перевес - от этих цифр пропадает ощущение победоносности кампании, этакого освободительного марша по территории Чечни. Соотношение потерь приближается к соотношения перевеса, хотя по идее перевес должен давать большее преимущество. Оценивать потери среди мирных жителей очень трудно, учитывая, что нет никакой официальной информации, но возникает уверенность, что после взятия Грозного их будет никак не менее нескольких тысяч, учитывая, что фактически начаты ковровые бомбардировки всей территории города отнюдь не высокоточным оружием. А ведь если следовать заявлениям о том, что они - наши граждане, то это наши же потери от нашего же оружия.

И еще немного о гордости, которую естественно вызвала эта кампания, мобилизуя общественное мнение.

Прежде всего на фоне Косово (а это сравнение невольное и естественное) вызывают недоумение заявления типа: "сегодня активизировались удары по… Совершенно 10 боевых вылетов" (сообщение 2-хнедельной давности). Вызывают недоумения на том фоне и гордые лица генералов, когда однажы было заявлено о рекордном числе вылетов - 180. И тому подобное. Если кто не помнит, в косовской компании ежедневно совершалось до 600-700 вылетов и применялось действительно высокоточное оружие и при этом лица генералов не принимали медальный оттенок, а выражали сугубо рабочий характер информации.

И в той кампании не погиб ни один западный солдат (не считая тех, что разбились где-то в стороне от зоны конфликта в тренировочном полете, что тоже забавно для профессиональной армии) и жертвы среди мирного населения были минимальны, и действительно применялось высокоточное оружие и новейшие вооружения.

Мы можем говорить о правомерности или не правомерности той кампании, но здесь речь не об этом.

Эта кампания лишь подтверждает глубокий непрофессионализм нашей армии в сравнении с армиями стран Запада (а все познается только в сравнении), недооснащеность ее современными видами оружия, позволяющими свести потери к минимуму, готовность жертвовать человеческие жизни в обмен на что-то, а ведь наш с вами соплеменник писал свыше ста лет назад, что ничто не стоит слезы ребенка. Мы любим такие слова, но готовы забыть о них при "определенных обстоятельствах".

Это вообще приводит к еще одной мысли: о непоследовательности нашего общественного мнения и людей, которые его формируют. Формальное провозглашение свободы слова не изменило сознания людей, добровольно отказывающихся от этой свободы и права пользоваться ею в "определенных обстоятельствах", в которых страна уже находится перманентно. И это уже не результат гос.политики, а результат добровольного действия средств массовой информации.

Трудно понять, что такое настоящая свобода слова, пока не посмотришь на опыт стран, где она реально существует. Свобода слова означает право человека последовательно выражать свое мнение в независимости от чего бы то ни было, если это не противоречит закону, и свободу информации.

Что я имею в виду, говоря, что у нас добровольно отказываются от этой свободы? Наши СМИ довольно быстро перестроились под одностороннюю подачу информации и ее оценок. Те самые СМИ, которые в захлеб кричали о гуманитарной катастрофе в Косово, вызванной бомбардировками, молчат сейчас, хотя почему-то мне кажется, что те беженцы были обеспечены всем необходимым в отличие от наших (и не зря же многие из тех беженцев сейчас не хотят возвращаться из стран, куда их переместили). Здесь у нас под носом произошла более страшная катастрофа, но те же люди уже этого не видят. И даже начинает казаться, что на самом деле и тогда наши СМИ хранили бы молчание, если бы не западные СМИ и не наши политики. Ведь, если проследить, то значительная часть негатива была просто перенята из западных СМИ. Кстати, в Великобритании (про другие страны не знаю - не читал лично) мощными независимыми СМИ была развернута большая кампания против действий союзников в Косово и наши материалы были лишь эхом той кампании.

И у нас всех стала возмущать кампания в западных СМИ по поводу Чечни. Но при этом умалчивается, что точно такая же кампания там была и против Косово (и до сих пор еще идет по последствиям операции). Это и есть проявление западной свободы слова. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО выражения мнения, не зависящего от текущей коньюнктуры и отвлеченных "государственных" интересов. Единственная разница, что на этот раз позиция западных СМИ получила поддержку западных политиков.

И значит нет у нас независимой прессы, свободы слова, а главное почти нет людей, которые были бы проводниками этого. Значительная часть наших материалов общегосударственного и международного значения имеют зарубежные корни. Оттуда начинаются все громкие расследования и публикации. А значит ничего не изменилось в этом смысле в сознании людей за последние 10 лет и не принимается эта западная свобода на российской почве как что-то свое... Мы признаем только борьбу, в том числе за свободу слова, но не саму свободу.

И простое следствие такого отношения к свободе слова: некоторые лица в угоду интересам путают свободу слова с безответственностью высказываний. Кандидат от одной из двух ведущих партий Великобритании на пост мэра Лондона на предстоящих выборах снял свою кандидатуру только потому что возникло подозрение, что он сказал неправду 13 лет назад. Возможно у нас такое?

Свобода слова невозможна в обществе, которое проникнуто глубоким равнодушием и неверием людей в возможность менять что-то в окружающей их стране, определять свое будущее и будущее своих детей, а потому никому и не нужна эта свобода... А это значит, что люди опять пойдут голосовать не за самого достойного, а за того, чья команда лучше проведет мобилизацию общественного мнения накануне выборов, ведь никого не интересует глубинная суть спектакля и тем более, что собирается делать кандидат после избрания, но всем интересен разворачивающийся сюжет... Кто построит лучший предвыборный сюжет? Пока что Путин...

3 декабря 1999 года

Hosted by uCoz

По электронной почте получил отрывок из Шопенгауэра:

То, что человек значит для самого себя, что сопровождает его даже в одиночестве и что никем не может быть подарено или отнято - очевидно существеннее для него всего, чем он владеет, и чем он представляется другим людям. Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки. Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был. Ведь, чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди. Вот почему интеллигентность приводит к необщительности.

Можно сказать, что человек общителен в той мере, в какой он духовно несостоятелен и вообще пошл; ведь в мире только и можно выбирать между одиночеством и пошлостью. Hегры -- самый общительный, но также и самый отсталый в умственном отношении народ.

Прежде всего любое общество неизбежно требует взаимного приспособления, уравнения и поэтому, чем общество больше -- тем оно пошлее. Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один; кто не любит одиночества -- тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение -- это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его "я". В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум -- свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.

Юношество следовало бы прежде всего другого учить переносить одиночество, так как в нем источник счастья и душевного спокойствия.

Мой комментарий:

Интересный отрывок... Прекрасно написан первый абзац, но чем дальше, тем больше противоречий.

Несколько замечаний по этому поводу. Во-первых, как любая модель эта слишком примитивна, чтобы объективно отражать действительность и в некоторых отношениях противоречива. Так, например, сама по себе пошла попытка разграничения выбора между одиночеством и пошлостью.

С другой стороны духовное одиночество умного человека широко распространенная проблема (и не только в России), но в то же время это и слабая сторона таких людей, делающая их более беззащитными перед обществом, особенно обществом наглых и нахрапистых людей, то есть тем, от которого нужно защищаться. На самом деле такие люди вовсе не сторонятся общения, а лишь быстро устают от, а порой и не любят, повседневного общения. Кстати, и у Пушкина встречается мысль, что "пошлость - это то, что пошло в народ".

Существует определенная корреляция между общительностью и духовной несостоятельностью, о чем говорит Шопенгауэр, но вот два ярчайших примера, которые показывают, что корреляция опирается на нечто стороннее, что мне сейчас очень трудно сформулировать. Это лежит где-то в области формирования (и воспитания) личности и действительно гораздо сложнее...

Итак, первый пример (а я всегда говорил, что примерами нельзя доказывать ими можно только опровергать): надо делать разницу между одиночеством и самодостаточностью Васисуалия Лоханкина, который (точно по Шопенгаэру) "в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении", "даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным", еще раз обдумывая свою роль, как представителя интеллегенции, в русской революции, и такими же качествами Достоевского.

Зачастую такое одиночество творческого человека может быть всего лишь результатом недостатка определенного воспитания, позволяющего ему ощущать себя членом общества, ведь широко известна русская интеллегенция 19-го и начала 20-го веков, которая была далеко не замкнута на своем одиночестве и практически всегда занимала активную гражданскую и общественную позицию от Пушкина, вечного посетителя балов и большого болтуна, до сентиментального Блока. А сколько из них были яркими государствеными деятелями! Надо понимать, что одиночество является неотъемлемой частью любого творческого процесса, когда надо погрузится в себя, но не самоцелью саморазвлечения.

Главная проблема таких людей в том, что им трудно удовлетворить свою потребность в определенном типе собеседника, когда можно была бы обсуждать достаточно серьезные вопросы, сходиться, расходиться во мнениях,испытывать их в беседе, всегда понимая, что любое мнение относительно (твое равно как и собеседника), и потому беседа разных мнений не может перерастать в спор, должно существовать элементарное уважение к праву другого мнения на существования (в России чаще встречается непримиримая принципиальность, возникаюшая как стена) и пр, ведь выяснение истины всегда требует наличия некоторого скептицизма... Вообще, мне кажется, любой исследователь должен оставлять место сомнениям, а если ты не исследуешь вопрос сам, то твое ли это мнение? тогда уж скорее одно из навязанных... Культура и воспитание здесь - два ключевых вопроса...

Там, где я сейчас, я вижу КАК рядом могут жить разные мнения без потери личности и значимости. Раз или два в неделю мы здесь собираемся замечательной компанией интересных людей - благо все в одной резиденции и девушки из соседней. Нас до десяти человек с абсолютно разным жизненным и культурным опытом, разными вероисповеданиями и пр. Смотрим фильмы с последующим высказыванием мнений, интересуемся тем, что у нас происходит - это то место и так компания, где можно быть честным, где ты чувствуешь, как очищается твоя душа и ум и приходит ощущение большой близости к гармонии - мы обсуждаем возникающие проблемы и решения (и здесь разница: в России, если человек принимает решение, не укладывающееся в твое, это вызывает такую реакцию, что в следующий раз он задумается, обсуждать ли - здесь такого нет, важнее, что решение обоснованное, обдуманное и ты его принял не с бухты-барахты), слушаем музыку, не замыкаясь на чем-то одном. Это то, что я давно искал, это та удивительная атмосфера, когда собираются нормальные люди, объединенные знаниями и учебой - а больше ничто не объединяет ТАК -, когда все остальное кроме этого всего отступает на второй план, а это - есть общий процесс совершенствования личности с ощущением нашего единства и различия в этом, когда всегда есть, чему учиться у остальных и никто не навязывает и не считает себя идеальным. Это то, что я однажды почувствовал и пережил на Всероссийской олимпиаде и потом уже никогда не мог забыть, пытаясь нечто подобное по атмосфере и разносторонности устроить на Байкальской конференции прошлого года.

Человеку нельзя оставаться в одиночестве, уверяясь в своем совершенстве, чтобы никогда не превратиться в то, чем стал Васисуалий Лоханкин. И юношество надо "учить" этому равно как способности переживать одиночество, любить, уметь ждать и пр - всему тому, чему невозможно научить, но можно научиться...

9 декабря 1999 года

Должен сказать, что главная беда России вовсе не плохие политики (на Западе они ничуть не лучше на самом деле). Главная беда - равнодушные люди, которые уже не верят в способность на что-то влиять и, например, гордо заявляют об аполитичности...

Это один из тех пародоксальных случаев, когда отсутствие собственного мнения или не желание его иметь, ПОДЧЕРКНУТАЯ АПОЛИТИЧНОСТЬ - проявление равнодушия - становится позицией. Это пародокс плюрализма мнений, когда отсутствие собственного мнения может выдаваться за собственное мнение. Эта та почва, на которой прекрасно работают грязные технологии.

Равнодушие простирается гораздо дальше. Ведь на выборах побеждает тот, кто построил наилучший предвыборный сюжет. Это как театр, в котором зрителей десятки миллионов. И к концу представления уже никого не интересует сам кандидат - апплодировать будут лучшему актеру.

МЫ ЖИВЕМ В ОГРОМНОЙ СТРАНЕ, НО ЭТО НАША КОММУНАЛЬНАЯ РОДИНА. ПОЧЕМУ КТО-ТО ДОЛЖЕН ЗА НАС ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ И КАК НЕ ОБСУЖДАЯ ЧТО-ТО МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ТЫ ПРАВ? ИНОГДА СВОИ МНЕНИЯ НАДО ПРОВЕРЯТЬ...

15 декабря 1999 года

Что-то бесконечно щемящее сердце пробуждается внутри, когда видишь унылый родной пейзаж. Внутреннее противоречие любви раздирает тебя на кусочки. Потому что хочется чего-то большого. Пусть это будет буря! Несущая обновление, но не разрушающая, а после бури всегда выглядывает солнышко. И зеленые листочки тут же сами собой полезут прямо из-под снега. Или нет! Просто морозное солнечное утро и кто-то близкий рядом, просто кто-то, кому не нужны слова. Просто помолчать вдвоем, понимая сокровенность момента.

А можно просто сидеть дома, в тепле и под его какой-никакой, но крышей, попивать горячий чаек с малинкой, когда на улице лютует пурга, в неистовстве там - за окном. Она злится от того, что не может достать тебя, а ты этого даже не замечаешь... И опять: стол, почти пустой, если ты один, ведь одному ничего не надо. Это потом, когда появляется КТО-ТО, важными становятся всякие мелочи. И стол кажется неправильным и слишком простым, как будто от него что-то зависит. И счастье, когда не надо обращать внимания на эти мелочи! Ты как будто не здесь, как будто унесся в какой-то воображаемый мир, который всегда лучше и всегда в будущем. Но странно - это реальность, живущая в наших душах и сердцах, приобретающая конкретные очертания.

А как приятно прийти вечером домой и увидеть на столе что-то! Приготовленное вот этими дорогими руками, пока ты был где-то. Где ты был? Что ты делал? Ах, как приятно, что у меня есть дом. Минуту назад ты шел домой, а позади был плодотворный и напряженный день, а сейчас ты спокойно сидишь за этим столом и хочется тебе, чтобы вся эта дневная беготня была только ради вот этого чая вечером и блюда на столе. Для тебя! От любимых рук! Занавес!

17 января 2000 года

...Окно открыто, комната наполняется жаром, и трепещет в предвкушении созирцательница-занавеска. И страсти ударяют в землю со стрелою небесного громовержца, но ничто более не нарушает тишины в темной комнате, где медленными шагами она выплывала из темноты, не касаясь земли... Легонькая ступня грациозно отрывалась от ковра... Два метра отделяли ее от...

И где та страсть, которая не пугает и не умирает, приходит и уходит, чтобы строить, но не разрушать, чтобы дополнить, но не быть сутью? Страсть на одной половинке жизни - на второй половине ковра, где на яркой вспышке молнии на мгновение появился ее силуэт и с треском ударил в глаза. С ее же стороны эти глаза блеснули отражая яркую молнию, проскользнувшую кажется изнутри наружу... И снова все погрузилось в темноту и ослепленные вспышкой глаза уже не могли видеть в темноте, но этот легкий жасминовый запах (он никогда не нюхал жасмин, но почему-то сразу определил, что это должен быть именно он, наверное, потому что это звучало красиво). Так вот, этот легкий жасминовый запах подло подтверждал ее присутствие...

Но боялся он вытянуть руку, чтобы не нарушить этот, казалось, хрупкий сон, в котором все могло быть реальным... О, Боги! Скажите нам: неужели это возможно? И тогда она сделала еще один шаг в бездонную пропасть и под ногами уже, казалось не было ничего и легкое головокружение от собственной смелости закружило мир вокруг и пульс бился, пытаясь вырваться наружу, когда... Что это было?

Когда мгновение вырастает в величие, почему появляется эта последняя нерешительность? и желание спросить: а что будет завтра? Но молодость упруга как это гибкое тело, дрогнувшее под легким касанием скользящей руки. И что-то странное пробежало от точки касания... Что она чувствовала? Что скрывалось там в глубинах этой славной головки? думала ли она в этот момент? ведь хочется верить, что все это было осмысленным и решенным шагом, где предсказуемость граничит с вечной неизвестностью движения вперед.

Май 2000 года

Hosted by uCoz

Leave your message at
Hosted by uCoz